Предшкольное образование сегодня В последнее время родители особенно обеспокоены тем, какое образование получает их ребенок. Практика ЕГЭ, методы обучения, содержание школьных учебников и многое другое вызывают порой ожесточенные споры в обществе. Очевидно, однако, что современный ребенок поставлен в такие условия, при которых он должен овладеть огромным объемом информации. Вопросы содержания образования широко дискутируются педагогической общественностью. И представители науки, и педагоги-практики единодушны в том, что овладение большим объемом информации не гарантирует ребенку успешности во взрослой жизни. Знания быстро устаревают. Если ребенок не выказывает стремления к самообразованию, не умеет ориентироваться в огромном потоке информации, то это обесценивает даже отличный школьный аттестат. Мыслить самостоятельно, иметь и уметь доказывать свою точку зрения надо учиться с детства. Именно поэтому школа сегодня начинает уделять особое внимание методам обучения. Передача знаний в готовом виде (когда от учащегося требуется только правильное воспроизведение полученной информации) уходит в прошлое. Современные образовательные практики исходят из того, что ребенок должен быть не пассивным созерцателем, а активным участником процесса обучения, участвуя в семинарах, дискуссиях, деловых играх, исследовательской работе и др. Однако школа – отнюдь не первое учреждение, куда ребенок приходит учиться. Уже поступая в первый класс, он должен многое знать, уметь считать и читать. Учителя начальных классов школы часто бывают недовольны тем, чему и как учат в детском саду, ведь планка интеллектуальной готовности ребенка к школе год от года повышается. Масло в огонь подливают родители, которые убеждены: накопление больших объемов знаний их чадом - благо. Считая подготовку в детском саду недостаточной, большинство родителей водят детей на дополнительные занятия, где происходит либо «натаскивание» ребенка на чтение, письмо и математику, либо интенсивное развитие отдельных психических процессов (памяти, внимания, логического мышления). Однако ни то, ни другое не имеет никакого отношения к подлинному развитию ребенка. Наблюдения, статистика свидетельствуют: уже в дошкольном периоде такие «натасканные» дети теряют природный интерес к учению и не приобретают его в начальной и средней школе. В психологии есть термин «ведущий вид деятельности». Для школьника – это учение, для ребенка предшкольного возраста – игра, рисование, лепка, чтение художественной литературы, музыка... Ведущая деятельность – не та, которой ребенок посвящает больше времени, а та, в ходе которой он лучше развивается. Именно ведущая деятельность формирует в ребенке культуру чувств и переживаний, развивает в нем общие познавательные способности, способствует развитию упорства и воли, направленных на достижение результата. Не это ли является наиболее важным в аспекте готовности к школе? Педагог, работающий с детьми предшкольного возраста, должен уметь «войти» в игру ребенка и в ходе этой игры решать образовательные задачи. Занятия, в том числе математика и чтение, должны строиться не по школьной системе, а в форме партнерских отношений взрослого и ребенка, где педагог не учитель, а партнер, затейник. Об этом говорят ведущие современные педагоги и психологи. В настоящее время в России разрабатывается научная концепция, рассматривающая предшкольное образование как ступень системы общего образования. В ней говорится, что содержание образования и организация предметно-развивающей среды должны соответствовать возрастным особенностям развития детей 5 – 7 лет. Это является условием безболезненного перехода ребенка к школьному обучению, его активности в познании окружающего мира. В связи с этим остро встает вопрос подготовки педагогов, способных обеспечить такой (оптимальный) уровень развития ребенка, который позволит ему впоследствии успешно учиться в школе. Эта задача является ключевой для коллектива Ресурсного центра подготовки педагогов предшкольного образования. Создание Ресурсного центра на базе Истринского педагогического колледжа стало результатом победы колледжа в конкурсе образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году. Татьяна ШЕМИНА, №33 (11.823) 15 августа 2008 года |
||||||
|
|