КАРТИНА НЕДЕЛИ

«Истринский РЭС» к зиме готов
Учебному центру  - 60 лет
В Истре строится новый мост
На звание «Лучший по профессии»

ОБЩЕСТВО

У глубинки собственная гордость
Между хлебом и землей
Страхование - норма современной жизни

ПРОИСШЕСТВИЯ

Участковый - от слова «участие»
Знакомьтесь - ваш участковый!
Вежливость – обязательное условие на дороге

ОБРАЗОВАНИЕ

Ко Дню учителя педагоги получили премию
Под звуки «Гаудеамуса»…
С юбилеем, любимый учитель!

СПОРТ и ЗДОРОВЬЕ

Осторожно - бешенство!
День здоровья в Снегиревской школе
Обидные поражения

НАУКА и КУЛЬТУРА

Юморески Чехова
В гостеприимной Испании
Снегирёвские рыцари «Йорка»
Посвятил книгу своему поселку

ПАМЯТЬ

«И не желал бы судьбы иной...»
Утром - зарядка, на ночь - арабские сказки
Воскресенские огнеборцы

Довоенная школа. Будни и праздники

Сто лет тому назад, в 1908 году, в Воскресенске (Истре) на пересечении улиц Крестовской и Дворянской была построена школа из красного кирпича. Ее двухэтажное здание казалось огромным на фоне маленьких деревянных домов. Глядя сейчас на фотографию прошлых лет, поражаешься, как в этом здании все было сделано рационально – ничего лишнего и в то же время здание имело величественный вид. Главный вход с мощными колоннами делал школу сказочной. Классных комнат было мало, зато имелся большой актовый зал.

В 30-х годах прошлого века город разросся, население увеличилось, школа уже не могла вместить всех детей, и встал вопрос о расширении здания. Так появилась двухэтажная деревянная школа рядом с существующей. Классные комнаты в ней были просторнее, с большими окнами, но, к сожалению, зал и коридоры отсутствовали, и во время перемен детям негде было поиграть, единственное развлечение – носиться по лестнице туда и обратно. Зато осенью и весной было раздолье – школьники бегали в большом дворе, который тянулся до самого кинотеатра.

В деревянном здании учились с первого по четвертый классы. Я помню некоторых учителей: Маргариту Ивановну Ярцеву, Татьяну Ивановну Козлову, Софью Федоровну Швыркину – у нее я и учился. Это была простая русская женщина, педагог от природы. В классе насчитывалось 30 учеников, и к каждому она умела найти подход. Очень переживала, если получали плохую оценку, и прикладывала все силы и опыт, чтобы исправить положение. Кроме основных предметов, было у нас чистописание, его уроки приучали нас к аккуратности, терпению. На уроках труда мы постигали азы владения швейной иглой. Делали так называемые перочистки, ведь тогда писали чернилами, и перья ручек часто приходилось вытирать. Перочистка представляла собой кусочки материи, сложенные в кружок в несколько рядов и скрепленные пришитой пуговкой. Запомнились на всю жизнь уроки пения…

В кирпичном здании занимались старшеклассники. Там преподавали замечательные педагоги: Иван Ефремович Шохин (русский зык и литература), его брат Александр Ефремович (перед войной преподавал гражданскую оборону, был заместителем директора по хозяйственной части), Вера Александровна Бушуева и Ольга Степановна Покалюк (тоже преподаватели русского языка и литературы), заведующая учебной частью Прасковья Ивановна Ульянова преподавала историю, уроки физкультуры вел Василий Васильевич Королев. Директором школы был Иван Иванович Тяпкин.

Большим событием в нашей жизни был просмотр фильмов, которые демонстрировали в кинотеатре. Фильмы вначале были немые, они сопровождались игрой на рояле, который стоял в правом углу сцены. Пианистка тетя Шура следила за происходящим на экране: когда в фильме показывали что-то спокойное, она наигрывала легкую музыку; когда на экране скакала конница, она постоянно нажимала на одну и ту же клавишу, имитируя цокот копыт. Ну, а если показывали войну (взрывы, стрельбу), пианистка давила двумя руками на все клавиши рояля. Получалось эффектно. По окончании просмотра тетя Шура кланялась публике, а зал ей аплодировал. Фильмы показывали по частям, после просмотра каждой части зажигался в зале свет, и мы обсуждали увиденное. Иногда перерывы затягивались, и тогда публика начинала хлопать в ладоши. В «кино», как тогда говорили, ходили все: и взрослые, и дети. Сеансы были в 18, 20, 22 часа, а в выходной дополнительно и в 16 часов.

Потом появилось звуковое кино, или, как говорили, говорящее. Из окна школы мы всегда смотрели на афишу, вывешенную на балконе кинотеатра. Какие это были прекрасные фильмы! «Семеро смелых», «Путевка в жизнь», «Чапаев», «Щорс», «Александр Пархоменко», «Дети капитана Гранта», «Веселые ребята», «Огни большого города» и другие. Перед началом сеанса показывали журнал – документальную хронику. Ведь тогда не было телевидения, и документальные кадры позволяли наглядно увидеть, что делается в стране. А когда на экране появлялось наше правительство, зал вставал и громко аплодировал.

На другой день после просмотра фильма шло его бурное обсуждение в школе, дома и даже в очередях, где стояли наши родители. Наша мудрая учительница Софья Федоровна устраивала на уроках обсуждение кинокартин. Каждый из учеников мог выйти к доске и рассказать о фильме, вынести свое мнение. Особенно было интересно слушать выступления учениц нашего класса Гали Юровой и Люси Брянц. Такие простые уроки учили нас правильно мыслить, давать оценки. Содержание фильмов в основном было патриотическим.

Наша жизнь не ограничивалась школой и кинотеатром. В свободное время мы катались на лыжах, санках и коньках. Каток был рядом со школой – там, где сейчас сквер на пересечении улиц Первомайской и Советской, в вечернее время он освещался. А в выходной день во главе с учительницей ездили в Москву на экскурсии, в музеи, театры и на выставки. Неразлучными моими друзьями и попутчиками в Москву были Саша Азенов, Сима Владимиров, Людвиг Сильд.

В школе выпускали стенгазету, мы с Мишей Дементьевым были ее редакторами. Работало много кружков: авиамодельный, художественной самодеятельности, кружок шитья и вышивания, ребята изготавливали всевозможные поделки из дерева, ткани. По-боевому работала пионерская организация. Но самым главным событием в школе была подготовка к демонстрациям, которые проходили в городе 1 мая и 7 ноября. Мы готовили из разноцветной бумаги цветы, их привязывали к срезанным веткам деревьев или кустарников или делали отдельные букеты. Делали флажки, транспаранты. А когда началась война в Испании, нас заставили с помощью родителей сшить шапки-испанки. Они немного напоминали наши пилотки, только с кисточкой.

И вот, 1 мая выстраивалась колонна школьников в испанках, с цветами и флажками. Впереди шли первоклашки с учителями, дальше пионеры в красных галстуках, с горном и барабаном. Колонну замыкали физкультурники. На площади нас встречали звуки духового оркестра, с трибуны неслись приветствия, на что мы отвечали дружным «ура».

Настало время, и меня приняли в пионеры. На линейке в Доме пионеров мы дали торжественную клятву, повязали нам красные галстуки. Радости не было конца. Когда шел домой, казалось, что встречные завидуют мне.

Счастливая довоенная пора! День 22 июня 1941 года всё изменил в нашей судьбе и отнял у нас беззаботное детство.

Анатолий МАРТЫНОВ,
член общества «Наследие»

№34 (11.824) 22 августа 2008 года

<<новости рубрики>>

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

КАРТИНА НЕДЕЛИ

РЕКЛАМА

АРХИВ

ПОДПИСКА

О НАС

ГУМО "Информационное агентство Истринского района Московской области"

 Общественно-политическая газета Выходит с 21 февраля 1923 года

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

КАРТИНА НЕДЕЛИ

РЕКЛАМА

АРХИВ

ПОДПИСКА

О НАС