КАРТИНА НЕДЕЛИ

«Истринский РЭС» к зиме готов
Учебному центру  - 60 лет
В Истре строится новый мост
На звание «Лучший по профессии»

ОБЩЕСТВО

У глубинки собственная гордость
Между хлебом и землей
Страхование - норма современной жизни

ПРОИСШЕСТВИЯ

Участковый - от слова «участие»
Знакомьтесь - ваш участковый!
Вежливость – обязательное условие на дороге

ОБРАЗОВАНИЕ

Ко Дню учителя педагоги получили премию
Под звуки «Гаудеамуса»…
С юбилеем, любимый учитель!

СПОРТ и ЗДОРОВЬЕ

Осторожно - бешенство!
День здоровья в Снегиревской школе
Обидные поражения

НАУКА и КУЛЬТУРА

Юморески Чехова
В гостеприимной Испании
Снегирёвские рыцари «Йорка»
Посвятил книгу своему поселку

ПАМЯТЬ

«И не желал бы судьбы иной...»
Утром - зарядка, на ночь - арабские сказки
Воскресенские огнеборцы

Помочь войти в самостоятельную жизнь

Реабилитационная работа с родителями и детьми помогла сохранить здоровый климат в семьях

Государственное учреждение Московской области «Истринский социальный приют для детей и подростков» создан в 1994 году. В настоящее время в нем находятся несколько десятков воспитанников в возрасте от 3 до 18 лет. Ещё в 2002 году открыта группа длительного пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитатели и специалисты приюта готовят ребят к самостоятельной жизни. Начинается эта деятельность с ответов на три наиважнейших для каждого человека вопроса: «Что я хочу? Что я могу? Кто я есть?»

Подробно об этом рассказывает наш новый автор, дипломированный психолог Светлана Гуляева, замдиректора социального приюта по воспитательной и реабилитационной работе.

ПРИЮТСКИЙ УРОК

-Всё, что мы знаем, узнаём от людей, черпаем из книг или из СМИ. Недавно горячо обсуждали документальный фильм «Гибель империи, или Византийский урок». Кто-то говорил об этом фильме с восторгом, кто-то возмущался самим фактом его появления. Но ясно одно - фильм не оставил нас равнодушными. Лично я, просмотрев его, сделала два, на мой взгляд, важных вывода. Во-первых, Византия не погибла, если бы византийцы смогли победить себя. Был утерян дух. Во-вторых, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Но зато можно дважды сесть в одну и ту же лужу.

Так вот, чтобы не сесть дважды в одну и ту же лужу, предлагаю провести небольшой «приютский урок».

- Я так больше не могу, она превращает мою жизнь в сущий ад, она требует от меня всё больше и при этом никакой благодарности, - говорит одна из мам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

И вот её ребёнок - в социальном приюте. Здесь тепло, чисто, уютно, все относятся по-доброму. Всё, казалось бы, хорошо, а ребёнок плачет, хочет домой к маме, которая постоянно кричит на него, а иногда и поколачивает. Парадокс? Однако понять ребёнка можно - он попал в совершенно незнакомую среду и не знает, чем она может грозить. Поэтому приходится прикладывать немало усилий, чтобы ребёнок адаптировался к новым условиям и поверил в бескорыстные добрые дела взрослых.

Давайте попробуем проследить жизнь одного из наших воспитанников. Анатолий попал в приют, когда жизнь его стала невыносимой: маму лишили материнства, папа умер, сам подросток оказался втянутым в криминальную среду.

Воспитатели, специалисты и все работники приюта сумели понять подростка, создали условия, способствующие вовлечению его в нормальный жизненный процесс. Казалось, всё было сделано, чтобы Анатолий стал достойным представителем нашего общества. Однако в последнее время в поведении паренька появились некоторые странности; он стал груб по отношению к воспитателям и вообще к взрослым, раздражителен, неконтактен. В чём здесь причина? Неужели мы что-то упустили? Проявилось неумение устанавливать контакты с другими людьми, не из приюта.

На первый план особенно остро выходит проблема подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. И даже если ребёнок после шестимесячного периода реабилитации возвращается в свою семью, эта проблема не перестает быть актуальной и важной.

ВОСПИТАНИЕ ДУШИ - ОСНОВА ОСНОВ

-В чем же суть проблемы? Дело в том, что как российские, так и зарубежные приютские дети находятся в искусственной среде, на полном гособеспечении. Дети привыкают, что взрослые за них думают, делают. Это может привести к тому, что ребёнок научится брать, не давая взамен. Психологи и социологи тщательно проанализировали подобное явление. Исследования показали разные «огрехи» в социально-педагогической работе с несовершеннолетними воспитанниками приютов. Расскажу лишь о нескольких. Например, воспитанники не в состоянии сами контролировать свои действия и поступки. Некоторые просто не могут жить вне зависимости от группы и не знают, чем занять свой досуг. Они не умеют рационально тратить наличные деньги, распределять их, экономить. Им ничего не стоит на все имеющиеся наличные накупить конфет, сигарет, вина, цветов. Или проявляют полную беспомощность, когда подходит время платить за квартиру. Могут продать жильё шарлатанам.

После того, как наш педагогический коллектив увидел все эти огрехи, мы стали создавать систему подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. Она не слишком отличается от систем, действующих в других приютах, хотя имеет, конечно, свои особенности. Приют должен подготовить детей к самостоятельной жизни, ведь только грамотная социально-педагогическая деятельность может подготовить воспитанников к повседневной жизни с её проблемами, к жизни среди людей, умению быть счастливым. Основа основ - воспитание души. Помочь человеку воспитать свою душу можно и нужно. Это подтверждает опыт работы многих наших воспитателей. Стержень данной работы - воспитание нравственности, ориентирование души на добро. Девиз её провозгласил замечательный практический Николай Козлов: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиться».

Вот что мы делаем для подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, по пунктам. Приучаем ребят добросовестно выполнять классные и домашние поручения. Прививаем модель здорового образа жизни. Развиваем творческие способности, трудовые навыки детей, благодаря которым они могут быть интересны другим людям. Распределили всех воспитанников между воспитателями, которые индивидуально, найдя «сохранные» элементы, развивая навыки и умения воспитанников, помогают им смело шагнуть в самостоятельную жизнь. Часто проводим тренинги под общим названием «Путь к себе».

И ТЕОРИЯ, И ПРАКТИКА

-Особенности нашей методики воспитания и обучения заключаются в следующем. Воспитание средой - «если огурцы опустить в рассол, через некоторое время все они без всяких нотаций станут солёными». Главный фактор воздействия - сама атмосфера приюта. Средой подобного рода может стать система развивающих и развивающихся отношений.

Свободный и осмысленный выбор и вариативность. Жизнь - это наука, но не рецептурная, а вариативная. Воспитанники проигрывают различные варианты одной и той же проблемы. Это сделано умышленно. Так же, как один человек не похож на другого, различны и подходы, способные принести пользу тому или иному человеку.

Знание должно быть пережито и вживлено. Недостаточно детям что-то сказать, пусть правильно и ярко, - знания «не присваиваются». Дать знания мало, это знание должно «затронуть» тех, кому передаётся. Это достигается за счёт рефлексии. Рефлексия проходит по определённой схеме: событие - чувство - понятийный ряд - целевой ряд.

Целостность и системность. Любой специалист знает, что в настоящее время накоплен значительный опыт социально-педагогической деятельности, издано много книг. Но часто это довольно разрозненные материалы. Их необходимо изучить и с помощью отдельных хорошо продуманных направлений создать свою целостную систему. Следующий этап - знакомство всех задействованных лиц с этой системой и решение неуклонно её выполнять. Результатом инновационной педагогической деятельности, созвучной с принципами рефлексивно-гуманистической сотворческой модели развития, становится личная открытость воспитанников.

Успех любой реабилитационной работы зависит от того, как воспитатели, психологи, другие специалисты строят своё взаимодействие с дезадаптированными детьми. В основу реабилитационной работы нами была положена концептуальная установка на непримиримость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых. Казалось бы, с этим все согласились, однако в воспитательном процессе возник определённый сбой.

ВСЕ ХОТЯТ ЖИТЬ СЧАСТЛИВО

-Вполне понятно, что традиционная форма воспитания не позволяет порой эффективно решать современные задачи. Традиционное понимание учебно-воспитательного процесса заключается в том, что воспитатель выступает в качестве субъекта некоей педагогической деятельности, а воспитанник - объекта его воздействия.

Инновационный же процесс протекает в форме сотворческого поиска воспитателем и воспитанником не ряда отдельных задач, а вечных общечеловеческих проблем. Ведь жизнь - это наука, но не рецептурная, а вариативная.

Бывает так, что достойным, знающим, сильным воспитателям, проработавшим достаточно долго, сложно менять свои методы и подходы. А без этого невозможно выполнить главные задачи: подготовить ребят к выходу в жизнь. Ведь мир вокруг существенно изменился. Изменились и дети. Не секрет, что система профессиональной подготовки воспитателей к взаимодействию с такими детьми пока только складывается, а ведь их обязательно нужно подготовить к будущему вступлению в брак, развить умения правильно строить внутрисемейные отношения.

Однако необходима «встречная работа» воспитателей, глубокий анализ своей деятельности. Мы пришли к пониманию, что всё это можно осуществлять в рамках тренингов личностного и профессионального роста воспитателей. Мы только начинаем такую деятельность. Её первые проявления дают ощутимые результаты. Проведённый в тренинговом режиме педагогический совет дал возможность каждому воспитателю участвовать в обсуждении вопроса подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. Причём - к жизни счастливой, ведь мы все хотим быть счастливыми.

Совсем недавно мне рассказали сюжет фильма, в котором один обыкновенный мальчик помог трём взрослым людям. А когда они хотели его отблагодарить, он сказал, что ему ничего не надо. Пусть только они помогут трём другим людям. Точно так же, как это сделал он.

Быть может, если мы поможем войти в этот прекрасный и такой непростой мир нашим воспитанникам, они, в свою очередь, помогут другим?

№34 (11.824) 22 августа 2008 года

<<новости рубрики>>

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

КАРТИНА НЕДЕЛИ

РЕКЛАМА

АРХИВ

ПОДПИСКА

О НАС

ГУМО "Информационное агентство Истринского района Московской области"

 Общественно-политическая газета Выходит с 21 февраля 1923 года

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

КАРТИНА НЕДЕЛИ

РЕКЛАМА

АРХИВ

ПОДПИСКА

О НАС