КАРТИНА НЕДЕЛИ

Исторический год
Глава подвел итоги
Чеховские традиции
Трасса

ОБЩЕСТВО

С танцем по жизни
Мальвина и Фрол – неудивительные имена для года высокой рождаемости

ПРОИСШЕСТВИЯ

«Снегоход» идет на пользу
Первое заседание новой комиссии
Горят бани москвичей

ОБРАЗОВАНИЕ

География в  «Дрофе»
Одобрены разработки нашего колледжа
Спасибо «Атласу»

СПОРТ и ЗДОРОВЬЕ

Забыть и не вспоминать
Берегите в себе главное
«Старт» Ивановского поселения
Лыжные гонки на Планерной

НАУКА и КУЛЬТУРА

Молодёжный театр Алексея Губина получил статус муниципального
«Незабываемые встречи»

ПАМЯТЬ

Бесстрашный партизан
О чем рассказал старый номер газеты
Конкурс «ИВ»
 

Территория безоблачного детства

В Истринском педагогическом колледже создаётся ресурсный центр предшкольного образования. В скором времени педагоги страны смогут получить здесь необходимые знания по организации предшкольного обучения и воспитания ребёнка 5 - 6 лет.

Пончики на Хануку

Осуществление этого инновационного проекта потребовало серьезных усилий в части повышения квалификации педагогов и приобретения оборудования для будущих научных лабораторий.

17 октября 2007 года проектная группа Истринского педагогического колледжа прибыла в Тель-Авив – для обмена опытом с израильскими коллегами. В проблемы здешнего дошкольного образования нас, российских педагогов, посвятила Авива Свердлов, руководитель отдела дошкольного образования министерства образования и культуры Израиля. Она рассказала, что государственные садики в Израиле посещают дети 3-6 лет. Среди государственных садиков есть религиозные и светские. Все детские сады в Израиле платные, кроме старшей подготовительной группы, которая по закону обязательна для всех. В продлённых детских садах и семейных яслях дети находятся с 7.00 до 16.00. Муниципальные детские сады работают до часу дня.

В детских садах Израиля нет уроков в привычном для нас смысле слова. Обучение происходит в игровой форме. Например, дети вместе с воспитателем готовят традиционные пончики на Хануку. Предварительно они обсуждают, почему и как хотят это сделать, - так развивается речь. Младшим детям воспитатель рассказывает о символах праздника, старшим – об истории. К празднику дети разучивают песни, танцы, готовят спектакли.

По словам А.Свердлов, педагог выбирает для себя программу в «рамках» рекомендаций, разработанных министерством образования и чувствует себя вполне свободно.

Образование воспитатель получает в педагогическом колледже, обучаясь там в течение 4 лет. В программу нашего семинара входило посещение такого колледжа в Тель-Авиве. Здесь нам показали уютные кабинеты, прекрасно оборудованный тренажёрный зал и библиотеку. Из флигеля, где студенты обучались балету и театральному искусству, слышались звуки музыки.

Заработная плата воспитателя детского сада в Израиле небольшая. И всё-таки в сфере образования и воспитания детей правительство страны проводит очень гибкую политику. Израиль – страна мигрантов, и педагоги стремятся к тому, чтобы дети, говорящие на разных языках, чувствовали себя комфортно. Главная цель всех детских дошкольных учреждений Израиля – обеспечить малышам нормальную речевую среду. Большое внимание уделяется развитию речи и изучению иврита. Результат: в Израиле 80 процентов детей дошкольного возраста умеют читать, считать и даже писать.

В настоящее время в стране разрабатываются новые методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. Программа предполагает установление прямой преемственности детского сада и школы.

Дошкольное элементарное

Дальнейшая программа нашего обучения предполагала посещение учебных заведений Германии и граничащего с ней королевства Нидерланды.

В Дюссельдорф, столицу федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия (СРВ), мы прибыли 5 ноября и провели там несколько дней. Сотрудник министерства по делам поколений, семьи, женщин и интеграции СРВ Илона Хойхель рассказала нам о так называемых семейных центрах в немецких детских садах. Дело в том, что в Дюссельдорфе 29,3 процента детей дошкольного возраста воспитываются в семьях с миграционным прошлым (в большей степени это мусульманские семьи). Помощь в овладении немецким языком и развитии устной речи родители и дети могут получить в семейных центрах.

Дошкольные учреждения в Германии образуют низшую, так называемую элементарную ступень системы образования (в ФРГ свыше 30 процентов детей от 3 до 6 лет посещают детские сады), и могут принадлежать самым различным организациям. Некоторые из них организованы по инициативе правительства города, католической и протестантской церквей, а также частных лиц. Есть детские учреждения, работающие на средства немецкого Красного Креста.

Главным в воспитательной работе с дошколятами является развитие речи, социальное воспитание и игра. В детском саду ребенок, как правило, проводит время до обеда. Вторую половину дня он - дома, в своей семье. Впрочем, есть детские сады и детские учреждения с продленным днем. Многие из них в последние годы приобрели статус семейных центров, где педагоги и психологи консультируют родителей по широкому кругу проблем семейного воспитания.

Если для ребёнка не нашлось места в обычном детском саду, родители могут воспользоваться услугами «дневной мамы». Во всех случаях воспитатель имеет специальную подготовку, а его деятельность контролируется «Ведомством по делам детей и молодёжи». Последнее, кстати, оплачивает услуги «дневной мамы», если родители не в состоянии это сделать.

Дошкольная подготовка предусматривает развитие логического мышления, приобретение ребенком навыков в рисовании и прикладном творчестве, общее физическое развитие, начальное музыкальное образование. А вот грамоте и письму немецкие дети в садиках не обучаются.

30 июня – традиционный «переломный» день. Каждый ребенок, достигший к этому моменту шести лет, обязан идти в школу. Школьной жизни предшествуют подготовительные занятия, которые может посещать ребенок, и которые имеют несколько названий: «Vorbereitungsjahr» («Подготовительный год»); «Vorschule» («Предшкола»); «Schulnachmittage» («Послеобеденная школа»). Цель этих занятий – подготовить пятилетнего ребенка к первому классу и максимально выявить его склонности.

Эта ступень образования, представленная в основном частными дошкольными образовательными учреждениями, не является обязательной, и государство не принимает участия в ее финансировании. Естественно, многое в воспитании и обучении дошколят зависит от родителей, от того, каким видят они будущее своих детей.

Одна из главных задач дошкольного воспитания в Германии – создание для ребенка «территории счастливого и безоблачного детства», исключающей авторитарные методы воздействия. Может быть поэтому взрослые немцы так часто улыбаются и всегда открыты для общения.
Подготовка воспитателей дошкольных учреждений делится на две ступени: обучение в рамках высшего образования, которое осуществляется в университетах, вузах и колледжах, и практическая подготовка в специальных институтах и школах подготовки.

Ректор академии INTAMT Э.И.Патрик предложил нам посетить соседнее королевство Нидерланды – всего в трех часах езды от Дюссельдорфа.

300 евро для няни

Голландия (древнее название королевства) поражает обилием каналов, проложенных на земле, отвоёванной у природы (страна располагается ниже уровня моря). На маленьком теплоходе мы плыли по улицам-каналам удивительного и неповторимого Амстердама, где помнят и чтят русского царя Петра I (в Амстердаме есть улица, названная его именем). Вообще в этой маленькой стране мы увидели и узнали много необычного.

Дошкольное воспитание в Нидерландах начинается, когда ребенку исполняется всего полгода, и продолжается до 4-5 лет. В Нидерландах существуют разные категории дошкольных учреждений: детские сады и детские центры, игровые группы. Есть и воспитатели на дому.

Все детские сады в Нидерландах платные, причем плата очень высокая. Малоимущим гражданам государство выделяет специальные субсидии.

Весьма распространены в Нидерландах «приходящие няни». Центральный офис, где регистрируются такие работники, несёт полную ответственность за их деятельность. В настоящее время популярны так называемые «заграничные няни» - девушки или юноши от 18 до 26 лет, приехавшие в Нидерланды изучать язык. Они присматривают за детьми и оказывают лёгкую помощь в ведении домашнего хозяйства, получая за это около 300 евро в месяц.

В Голландии, в которой всего-то более 16 миллионов населения, действуют 214 вузов, и охота за знаниями, в сущности, возведена в культ. В то же время в стране провозглашён принцип «свободы образования». Государство, практически полностью финансируя образование, не вмешивается в процесс обучения. Единые государственные образовательные программы отсутствуют, но есть школьная инспекция, к отчётам которой внимательно относятся пресса и родители.

Обязательное образование распространяется на детей от 5 до 16 лет, после этого каждый ребенок выбирает свой путь сам. По желанию родителей многие дети отправляются в школу с 4 лет.

В стране существуют так называемые общественные школы и огромное количество частных. Около 65 процентов всех школьников посещают частные школы. Большинство этих школ являются католическими или протестантскими, а также еврейскими, исламскими и др. В одной из таких школ в городе Хаутен мы и побывали.

В этой начальной школе нет ни звонков, ни уроков. Дети (а из более 100 человек) разделены на 3 группы: от 4 до 7 лет, от 7 до 9 лет и от 9 до 12 лет. Они свободно переходят из класса в класс, общаясь вместе. Некоторые бродят по школе, объединившись для какой-нибудь игры, например, в пираты. Но для игры надо знать, какова история появления этой морской традиции - поэтому в кабинете есть географическая карта. Также необходимо (индивидуально или совместно с другими ребятами) заглянуть в энциклопедию, найти имена мореплавателей и изучить цели их устремлений…

В первом классе столы разной высоты (соответственно разному возрасту детей) составлены по два или по три. На столах и в шкафах - дидактические материалы по системе М. Монтессори: рамки с застёжками для развития моторики и координации движений, цилиндры и кубы для различения формы и цвета, шероховатые клавишные доски для подготовки к письму, шероховатые буквы на карточках, бусины для усвоения числового ряда и др. Дети играют за столиками – в одиночку или объединившись в группы. Некоторые упражняются на компьютере, иные наблюдают за чужой игрой. Учитель Марсель передвигается от одной группы к другой, удобно устроившись на стульчике на колёсиках. Он старается ни во что не вмешиваться, но именно он здесь главное лицо. Кстати, старшие ученики, обучающиеся в соседнем классе, сказали, что это их любимый учитель. Учитель-мужчина и в Голландии пользуется большим авторитетом.

В педагогическом институте г. Утрехта нам рассказали, что подготовка специалистов для работы по системе М. Монтессори осуществляется в течение 4 лет, в том числе на базе этого института. Кстати, и сама Мария Монтессори, уроженка итальянского города Кьярвалле, последние годы своей жизни провела в Голландии, которую очень любила.

Метод Марии Монтессори позволяет воспитывать в ребенке реальные жизненные навыки, развивает интеллект за счет совершенствования моторики. Никто в школе не заставляет детей делать то, к чему не лежит душа. Поэтому и вырастают ребята уверенными в себе и своих силах.

У нас в России в сельской местности, где в детских дошкольных учреждениях дети, как правило, тоже разделены всего на 2-3 группы, вполне возможен переход на систему воспитания и обучения по методу Монтессори. Воспитателям следует лишь пройти обучение на курсах повышения квалификации. Возможно, это будет ещё одним из инновационных направлений деятельности нашего ресурсного центра, ведь заказанное в Санкт-Петербурге оборудование для реализации этого проекта уже пришло.

Т. ЖУКОВА,
кандидат педагогических наук, методист Истринского педагогического колледжа

№2 (11.792) 11 января 2008 года

<<новости рубрики>>

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

КАРТИНА НЕДЕЛИ

РЕКЛАМА

АРХИВ

ПОДПИСКА

О НАС

ГУМО "Информационное агентство Истринского района Московской области"

 Общественно-политическая газета Выходит с 21 февраля 1923 года

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

КАРТИНА НЕДЕЛИ

РЕКЛАМА

АРХИВ

ПОДПИСКА

О НАС